Время консерваторов
В тесте участвуют автомобили: Jeep Grand Cherokee, Nissan Patrol
Посмотреть другие фото (3)
Их осталось совсем немного - крепких вседорожников с зависимой передней подвеской. Кто они: неуклюжие динозавры минувшей эпохи или достойные продолжатели традиций?
Чья легенда красивее?
"Здесь продается славянский шкаф? Нет, шпион живет этажом выше..." В этом классе автомобилей легенда не менее важна, чем в среде профессиональных разведчиков. Благо, обоим кандидатам есть о чем рассказать.
История марки "Джип", по утверждению нынешнего ее владельца, компании "Даймлер-Крайслер", насчитывает более 60 лет. Первый "Виллис-Оверленд" выпустили 23 июля 1941 года. Хотя сама марка "Джип" была зарегистрирована только в 1950-м, так что ее жизненный путь почти на десятилетие короче. Эти полвека основательно изменили облик полноприводного вояки - из неказистого армейского костотряса без крыши и дверей он превратился в комфортабельный и сугубо гражданский автомобиль повышенной проходимости. Сравните между собой "Виллис-MB" времен Второй мировой и "Джип-Гран Чероки": из общих черт у них разве что полный привод и семь вертикальных щелей на облицовке радиатора.
История "Ниссана-Патруль" тоже насчитывает более полувека, хотя, в отличие от "Джипа", первый "Патруль" образца 1951 года ничем не был обязан военным - те машины пользовались наибольшим спросом у фермеров и строительных компаний. Спустя десятилетие появился более комфортабельный вариант, весьма похожий на нынешнюю модель, он просуществовал без радикальных изменений до 1980 года. Следующее поколение продержалось до 1988-го, а в 1998-м наступил период современного "Патруля".
Задачи и конструкции
Настоящий вседорожник - это, в первую очередь, зависимые подвески и рама. Полувековой опыт убедил, что в тяжелых условиях только такая комбинация способна обеспечить надежность и долговечность. Мосты спереди и сзади, может, и не позволяют добиться рекордных значений дорожного просвета, но зато ходы подвески не чета параметрам независимой, да и агрегаты надежно защищены. Никаких резиновых пыльников и шаровых опор - все просто и "железно". Вопрос с упругими элементами решен - пружины окончательно победили листовые рессоры. Комфорт и управляемость могут быть обеспечены лишь тщательно подобранным соотношением многочисленных рычагов и тяг. Изюминка "Ниссана-Патруль" - автоматически отсоединяемый стабилизатор поперечной устойчивости сзади. Нажатие кнопки - и без того внушительные ходы задней подвески становятся вовсе фантастическими.
Так же и рама - нужно увидеть, как она "дышит" при работе подвески, чтобы понять, какие нагрузки испытывает автомобиль на пересеченной местности. Сущая пытка для несущего кузова с мизерными зазорами дверных проемов и вклеенными стеклами. Но не будем излишне драматизировать: знатоки и так не преминут напомнить, что у "Джипа-Гран Чероки" как раз несущий кузов.
Формально они правы. Но, заглянув под "Джип", сразу заметишь мощные лонжероны по всей длине автомобиля - все же больше похоже на раму, приваренную к днищу...
Впрочем, по размерам они тоже не одноклассники: "Ниссан" почти на полметра длиннее, на 100 мм шире и выше. Поэтому в нем безо всяких ухищрений удалось разместить три ряда сидений. А вот в посадке водителя немало общего - в обеих машинах она ближе к легковой, нежели к "автобусной". Разница в том, что сидящий за рулем "Ниссана-Патруль" оказывается почти на голову выше.
Собрание заблуждений
"Мощный, тяговитый дизель отлично приспосабливается к изменению нагрузки" - расхожая фраза из теста в любом автомобильном издании. Каждое из них в меру сил способствовало укреплению очередного мифа. Тихоходные дизельные двигатели внушительного объема без наддува, совершенно индифферентные к нагрузке, остались в далеком прошлом. Их преемники легче, мощнее, экономичнее, но... имеют куда более узкий рабочий диапазон. А сочетать ломовую тягу с холостого хода до красной линии тахометра, внушительную мощность и отличную динамику может лишь бензиновый мотор солидного объема с относительно умеренной степенью форсировки. И никакого наддува... В Америке это знают давно. Не верите? Тогда попробуйте отыскать в справочной литературе современный турбодизель, у которого 90% крутящего момента достигается в широком диапазоне оборотов... Едва ли найдете. А бензиновый двигатель - запросто, и в производстве он дешевле. Вот только цены на топливо в Европе не дают никаких шансов многолитражным бензиновым моторам - всему виной их аппетит.
Наши подопечные на него тоже не жалуются: средний расход за время теста у обеих машин хоть немного, но превысил важную психологическую отметку в 20 л/100 км. Конечно, в размеренном движении по шоссе расход уменьшается до более приемлемых 12-15 литров на сотню, но те, кто любит "наступить на газ", вполне могут проследить движение стрелки на указателе уровня.
"Автомат" не для бездорожья" - еще один укоренившийся миф. Не будем говорить о тяжелых рейдах по необитаемым местам, но в реальной жизни пользы от него больше, чем вреда. Исключается неправильный выбор передачи, улучшается троганье на скользком покрытии, появляется лишний демпфер в трансмиссии, смягчающий ударные нагрузки, когда автомобиль переваливает бугры и ямы. А чтобы не "вскипятить" его в действительно тяжелых условиях, есть понижающая передача и датчик температуры. Кстати, спалить обычное сцепление, пытаясь выбраться из грязи, намного проще...