Тайна гибели Машерова
Сегодня исполняется 21 год со дня загадочной гибели первого секретаря ЦК Коммунистической партии Белоруссии П. М. Машерова. Существуют многочисленные версии гибели Машерова и некоторые из них сводятся к тому, что это было политическое убийство. На допросе по одному из уголовных дел, доктор экономических наук, профессор Юрий Козлов, долгие годы проработавший в Белоруссии, заявил, что Машерова убили, инсценировав автомобильную катастрофу.
Каким он был
Герой Советского Союза, первый секретарь ЦК КП Белоруссии Петр Миронович Машеров довольно сильно отличался своим поведением от остальных кандидатов и членов Политбюро ЦК КПСС того времени. Звание Героя Советского Союза Машеров получил за активное участие в партизанском движении в годы Великой отечественной войны. Скромный и обаятельный человек, он пользовался заслуженным уважением в Белоруссии, да и во всем Союзе тоже. А после смерти Кулакова, людская молва упорно прочила Машерова в брежневские наследники.
Он продолжал пользоваться старым личным автомобилем ГАЗ-13 «Чайка», не любил торжественных и помпезных выездов, и поэтому требовал, чтобы впереди его кортежа не было автомобилей ГАИ с мигалками, а довольствовался только охраной.
1 июля 1980 года были введены в действие новые Правила дорожного движения, в том числе и специальных кортежей. Таковые должны были двигаться в сопровождении автомобилей ГАИ, имеющих специальную окраску и оснащенных проблесковыми маячками, из которых не менее, чем один – красный. Водители встречного транспорта при встрече с кортежами специального назначения должны были «остановиться у тротуара или на обочине, а при их отсутствии – у края проезжей части».
Роковой день
Днем 4 октября 1980 года от здания ЦК КП Белоруссии в Минске в сторону Жодино выехала «Чайка» ГАЗ-13, госномер 10-09 ММП под управлением опытного водителя из гаража ЦК Е. Ф. Зайцева. Рядом с водителем сидел П. М. Машеров, а на заднем ряду сидений – офицер охраны майор В. Ф. Чесноков. Вопреки правилам и существовавшим инструкциям впереди шел автомобиль охраны ГАЗ-24 «Волга» госномер 01-30 МИК обычной окраски, без проблесковых маячков. И только сзади двигался автомобиль ГАИ.
Кортеж двигался по осевой линии трассы Москва – Брест шириной 12 метров со скоростью 100-120 км/час. Такая скорость установлена службой безопасности, так как не позволяет вести по автомобилям прицельную стрельбу. Автомобили держали дистанцию 60-70 метров. За километр до пересечения трассы с дорогой на Смолевическую птицефабрику первая «Волга», преодолев подъем, пошла на спуск. До катастрофы оставались считанные секунды.
Грузовик ГАЗ- 53Б, внезапно вынырнувший из-за тяжелого МАЗ-503, притормаживающего у обочины согласно Правилам, все увидели одновременно. Оценив ситуацию, старший эскорта резко увеличил скорость и пролетел в нескольких метрах от двигавшегося навстречу и несколько под углом грузовика. Водитель Машерова сначала пытался затормозить, но затем, ориентируясь на маневр «Волги» охраны, также попытался увеличить скорость, но не успел: ГАЗ-53Б выехал на середину трассы и перегородил ее. На скорости 100 км/час «Чайка» столкнулась с грузовиком, груженым пятью тоннами картофеля. В момент удара грузовик взорвался и загорелся. А броня не спасла пассажиров «Чайки»: грузовик вмялся в салон и раздавил всех, находившихся в нем. У Машерова были зафиксированы множественные переломы рук и правой ноги, а рваная рана на голове завершала жуткую картину.
Водителя грузовика Николая Пустовита выбросило из кабины вслед за отлетевшей дверцей. Вторая «Волга» сопровождения успела затормозить в метре от грузовика.
Разбор
Из Москвы в Минск прибыли начальник управления ГАИ МВД СССР Лукьянов, эксперты Главного бюро судебно-медицинской экспертизы МО СССР во главе с их начальником Томилиным и старший следователь московской прокуратуры. С белорусской стороны был назначен следователь по особо важным делам Николай Игнатович. Следственная комиссия установила, что в тот роковой день водитель грузовика ГАЗ-53Б Николай Пустовит выполняя обычный рейс. Он работал водителем базы «Жодино» Белорусского НИИ земледелия. За спиной у него была пара часов спокойной езды по прекрасной трассе. Дистанция между идущим впереди тяжелым грузовиком МАЗ-503 составляла 50-70 метров. МАЗ-503 под управлением Тарайковича, принадлежал автокомбинату №4 Минского городского управления грузового транспорта. Тарайкович первым увидел спецкортеж и следуя ПДД, принял вправо и стал тормозить двигателем. Скорость его грузовика быстро упала и он остановился, а Пустовит почему-то пошел на обгон…
Из показаний Пустовита на допросе:
«Дорогу, по которой я ехал в день аварии, 4 октября 1980 года, я хорошо знаю. Спокойная езда не вызывала напряжения. Когда я поднял голову, у меня перед глазами был лишь внезапно возникший борт МАЗа. Создалось впечатление, что МАЗ внезапно остановился передо мной. В моей памяти как бы отложился момент столкновения с препятствием, страшный удар, пламя…»
Пустовит утверждал, что он только на мгновение отвлекся от дороги, что бы посмотреть на приборы – как раз в тот момент, когда впереди идущий МАЗ резко сбросил скорость. Он признал, что не сумел правильно оценить ситуацию и стал виновником катастрофы.