Не «Нивой» единой
В тесте участвуют автомобили: Suzuki Vitara, Toyota Rav 4, Honda CR-V
В то время как подержанные иномарки стали у нас чуть ли не народными автомобилями, импортные вседорожники (в России их поголовно именуют "джипами") по-прежнему относят к предметам роскоши. Между тем наша страна с ее снежными зимами и запущенным дорожным хозяйством словно создана для полноприводников. Но тяжелые "Ленд-Ровер", "Opel Frontera", "Nissan Terrano", "Тойота-Ленд-Крюзер" или "Мицубиси Паджеро", даже подержанные, очень дороги да еще требуют уйму средств на эксплуатацию (одно топливо может разорить!) и обслуживание. Потому они и привлекают лишь "новых русских", те с радостью выбрали бы и танк, будь он с кожаным салоном. Так что до недавних пор альтернативы маленькой и легкой отечественной "Ниве" просто не было в природе.
Ныне ситуация изменилась: на вторичном рынке появились относительно недорогие машины, называемые SUV (Sport Utility Vehicles) - автомобили для активного отдыха. За 8-16 тыс. долларов можно купить 5-7-летние "Suzuki Vitara", "Тойоту RAV-4" или - чуть дороже - "Хонду CR-V".
Родом из Японии
Присмотримся к этой троице повнимательнее.
"Suzuki Vitara" - настоящий долгожитель, ее выпускали с 1988 по 1999 год, пока на смену не пришла "Гранд Витара". Наиболее надежны машины японской сборки, хуже - испанские "Сантана", с использованием своих комплектующих. Большую часть "витар" привозят к нам из Европы, меньше из США. Последние, как правило, дешевле, несмотря на стоимость доставки, но комплектация существенно беднее (электропакет и центральный замок - только на модели "Сайдкик 1,8"), а состояние хуже. "Европейцы" оснащены богаче: помимо кондиционера и центрального замка, нередко полный электропакет, вплоть до подогрева сидений, а после рестайлинга 1995 года еще одна или две фронтальные подушки безопасности. АБС встречается редко.
Кузова - на выбор: короткий трехдверный, пятидверный вагонной компоновки и кабриолет. Удобные места для задних пассажиров и разумных размеров багажник - только на пятидверных. Другие - для путешествий вдвоем: сзади - либо пассажиры (но без багажа), либо багаж (без пассажиров). В машинах тепло даже в лютый мороз: отопитель словно спроектирован для России.
Первое поколение "Тойота RAV-4" увидело свет в 1994 году и выпускалось до 1997 года. Эти машины, в основном, и поступают на наш вторичный рынок. Японская сборка и европейская эксплуатация почти гарантируют их хорошее состояние, комплектация же встречается разная. Кузовов всего два - трех- и пятидверный. В первом часть крыши нередко выполнена съемной - почти кабриолет. Проблемы с местом для пассажиров и багажа - те же, что и у "Сузуки".
"Хонда CR-V" изготовляется серийно с 1997 года. Единственный пятидверный кузов значительно просторнее, чем у "Витары" и RAV-4. Задние сиденья складываются как вперед, образуя багажный отсек, так и назад - вместе с передними получается два спальных места. Задняя дверь - составная, верхняя половина открывается вверх, а нижняя - влево.
Разнообразием двигателей может похвастать только "Сузуки": бензиновые 16-клапанные "четверки" рабочим объемом 1,6 и 1,8 л, а еще 2-литровые - V-образная "шестерка" и "маздовский" турбодизель. Первых машин, с 8-клапанными моторами 1,6 л, сейчас почти не осталось. Все "тойоты" и "хонды" комплектуют 2-литровыми бензиновыми "четверками". Вначале "хондовский" мотор выдавал 128 л. с., но после модернизации (в том числе с появлением настроенного впускного коллектора) с него снимают уже 147 л. с.
Все три производителя предлагают два варианта коробок - "механика" и "автомат" (последние - четырехступенчатые). В автоматической коробке RAV-4, помимо стандартного (экономичного), предусмотрен и спортивный режим.
А как с "вседорожностью"?
Проходимость этих полноприводников переоценивать не стоит. Пониженный ряд передач есть лишь у "Витары", а постоянный полный привод - только у RAV-4. CR-V вообще в обычных условиях - переднеприводный автомобиль. Задний мост подключается а
2000
втоматически, как только передние колеса начинают проскальзывать, порой - поздновато. Основной привод "Витары" - задний. Чтобы подключить передний мост, придется выйти из автомобиля и повернуть блокирующие механизмы передних ступиц (как на "уазике"), а уж затем включать режим 4WD. Есть и автоматические ступицы, но они менее надежны.
Многие владельцы "витар" удивляются: зачем отключать передний мост? И, недолго думая, постоянно пользуются полным приводом. Трансмиссии таким не хватает и на год, особенно если автомобиль "прописан" на асфальте. Между мостами нет дифференциала - на неровностях, в поворотах шины проскальзывают, быстро изнашиваются, а повышенные нагрузки ломают раздаточную коробку и крестовины карданных валов. Поэтому включать полный привод можно только на короткое время, если скользкое покрытие, а на асфальте это обычный заднеприводный автомобиль.
Наиболее "внедорожная" трансмиссия - у RAV-4. С постоянным полным приводом автомобиль хорошо держит дорогу, к тому же предусмотрена и возможность блокировки межосевого дифференциала. Часть автомобилей комплектуют межколесным дифференциалом повышенного трения в заднем мосту.