Быть или не быть московским таксистом?
Похоже, нынче работать в такси (профессионально) идут неудачники или люди, по разным причинам не сумевшие найти себя в современных рыночных дебрях.
Правда, могут работать водителем такси в Москве только самые расторопные, если хотите — пронырливые и выносливые люди. Способные не вылезать из-за “баранки” по 12—14 часов кряду, соблюдая при этом все меры предосторожности и не забывая о заработке. Как же случилось, что одна из самых “хлебных” по советским меркам и завидных профессий вдруг превратилась в яму, где последнее время находят пристанище лишь те, кому больше некуда податься? Иначе как объяснить надписи крупными буквами практически на всех таксомоторах о приеме на работу водителей?
Впрочем, все это лирика. Как сегодня устроиться на работу в такси, что для этого требуется и стоит ли вообще это делать? Мы обзвонили с десяток компаний, пообщались с водителями таксомоторов. Оказалось, устроиться можно. Имея значительный профессиональный стаж за рулем — получить работу легче, сложнее — когда вы новичок. Но в этом случае вы сможете трудиться на своей машине, а это уже иные условия. Насколько нам стало ясно, в разных фирмах подход индивидуальный. Записаться в ряды московских таксистов могут как жители Москвы, так и приезжие. Последние, кстати, скорее всего, скоро вытеснят москвичей с этого рынка (что косвенно подтверждает и непрестижность, и невысокую доходность работы в такси). И наконец, стать сегодня профессиональным таксистом можно, используя (арендуя) как чужую машину, так и свою собственную.
Итак, обо всем по порядку. Алгоритм действий простой: выхожу на улицу и жду, когда мимо проедет автомобиль с шашечками. А вот и он. На желтом боку 31-й “Волги” жирно выведен телефон фирмы, где требуются водители. Звоню, здрасьте. Перво-наперво девушка-диспетчер выясняет, где я прописан. Плотоядно удовлетворившись московской регистрацией, напористая дамочка интересуется профессиональным водительским стажем. Я ответил честно — 2 года, после чего мне сказали “до свиданья”. Вывод первый: желательна московская или ближайшая подмосковная прописка. Вывод второй: чтобы кататься на арендованном таксомоторе, обязательно нужен профессиональный стаж, и лучше стаж таксиста. Если в вашей “трудовой” наберется хотя бы три года профессиональной водительской деятельности, то милости просим. А нет — извините.
Едем дальше. Позвонив по телефону, начертанному на борту Hyundai Accent, решил схитрить, да простят меня все введенные в заблуждение. Похвастав пропиской, я, не моргнув глазом, тут же объявил о своем богатейшем опыте работы водителем. Дескать, профи, пробы негде ставить. Раз так — насторожились на том конце провода — приезжайте на собеседование. Поглядим, что вы за “фрукт”. При себе иметь: паспорт, трудовую книжку, медицинскую справку и водительское удостоверение. При работе на иномарках отношения с работодателем складываются строго на арендной основе. Как потом выяснилось, именно так строится работа практически на всех московских предприятиях. В данном случае, когда автопарк состоит из иномарок Hyundai и Citroёn, работодатель просит, а точнее, требует за суточную аренду машины от 1300 до 1500 рублей. Если трудиться одному, то отдохнуть вам позволят только четыре дня в месяц. Хотя работать можно и с напарником. Главное, чтобы машина не простаивала. Все машины оборудованы радиосвязью. Заказами обещают обеспечить, но на практике никто не даст гарантии, что их окажется достаточное количество и они поступят именно вам. Бензин — за свой счет, правда, 50% затрат на ремонт, а для иномарок он недешевый, фирма берет на себя. Опытные таксисты со стажем благодаря своим уловкам и наработкам умудряются “выкатывать” за смену 2000—2500 рублей. Но новичкам такие суммы недоступны, если, конечно, это не новогодняя ночь. Хорошо, если привезешь “план”. Многие устраиваются на работу в такси, рассчитывая через три года аренды получить автомобиль (или то, что от него останется) в собственность. Именно так фирмы стараются предотвратить текучесть кадров. Впрочем, нам так и не удалось найти человека, “оттрубившего” весь срок от звонка до звонка. Да и что, скажите, останется от того же Citroёn или Hyundai после нещадной (150—200 тысяч км пробега в год) эксплуатации в течение трех лет? Одно название.
От “Волги” уж точно ничего приличного не останется. Хотя аренда “Волги”, уже на другом предприятии, встанет вам несколько дешевле, можно уложиться в тысячу рублей за сутки. Конторы при этом, оставляя вам расходы на бензин, ремонт транспорта берут на себя.
Сотрудники бывших таксопарков, где еще теплится какая-то жизнь, в один голос утверждают, что работать на арендованной машине соглашаются только от безысходности. Хлебнув таксистского лиха, любители быстро соскакивают с дистанции. Текучесть кадров бешеная. Остаются только те, кому удалось купить хорошее и прибыльное место или, на худой конец, ухватить за кончик тоненькую ниточку настоящего таксистского мастерства. Проскочить, избежав заторы, бесполезный для поиска клиентов район — это тоже искусство, которому надо долго учиться. Более или менее стабильно чувствуют себя те, кому удалось найти постоянных клиентов, способных обеспечить стабильный доход.