«Калина» вызрела?
• Калина«Калина» — больше, чем просто новая модель. Это своего рода символ обновления российского автопрома, успеху которого мешают «темные силы» — будь то государство, державшее контрольный пакет акций АвтоВАЗа как гарантию возврата бюджетной задолженности, или происки автоимпортеров, отбивающих хлеб у отечественных производителей. «Калина» была универсальным аргументом: «защитите автопром — мы заработаем деньги на развитие» или «верните акции — мы получим под них инвестиции». Теперь автомобиль готовится встать на конвейер — выпуск обещают начать 18 ноября 2004 года — и журналистов пускают покататься на предсерийных образцах. Однако поверить в это по-прежнему нелегко: затянувшаяся подготовка к производству прочно закрепила за «Калиной» имидж «вечно перспективной». За долгие годы модель сменила не только первоначальный облик, но и рыночную нишу, превратившись из общедоступного «народного автомобиля» в сравнительно дорогую машину, ориентированную на представителей среднего класса.
Этапы большого пути
По большому счету «Калине» уже десять лет. Правда, свой рекордно долгий путь к конвейеру модель начинала с другим индексом — ВАЗ-1116, демонстрационный планшет которой был представлен в мае 1994 года в Лондоне на международной инвестиционной и технологической выставке Ceetex. Тогда в Тольятти жили идеей «народного автомобиля», каковым и должна была стать многообещающая новинка. Причины провала проекта «ВАЗ-1116» — тема отдельной публикации. В рамках сегодняшней ограничимся констатацией фактов: переговоры с General Motors зашли в тупик, равно закончилась неудачей и попытка собрать деньги, распространяя «подписку» на акции «Автомобильного всерос
2000
сийского альянса».
Однако идея прочно засела в умах тольяттинцев, да и не пропадать же разработке: в 1996-97 годах окончательно оформились внешность и интерьер модели, а в 98-м она «встала на колеса». В общем, на московском Автосалоне-99 несостоявшийся «народный АВВАмобиль» предстал в образе хэтчбека ВАЗ-1119 «Калина». Надо сказать, что экстерьер новинки был вполне в духе времени. В профиль авто напоминало Opel Corsa. Анфас — Hyundai Accent. А броские вертикальные задние фонари вызывают стойкие ассоциации с Fiat Punto (впрочем, кому в действительности принадлежит их авторство — итальянцам или вазовцам — достоверно неизвестно). Линейку «Калины» продолжили седан «1118» и универсал «1117», ставшие столичными премьерами АвтоВАЗа 2000 и 2001 годов. Кроме того, на ее платформе были созданы концепты — родстер и микровэн (заводской индекс «1120»).
Столь же драматически эволюционировала и стоимость проекта «Калина», в разное время оценивавшаяся руководством завода в $1 млрд, $850 млн и $800 млн (теперь, накануне запуска седана в производство, представители АвтоВАЗа говорят, что на закупку оборудования и подготовку автомобиля потребовалось $550 млн).
Как бы то ни было, а в год дебюта «Калины» Волжский автогигант не располагал и этой суммой. Ввиду отсутствия средств начало выпуска новой модели постоянно переносилось. Представляя новинку, руководство АвтоВАЗа планировало собрать первые автомобили ВАЗ-1119 в начале 2001 года. Однако вскоре стало ясно, что эти сроки абсолютно нереальны и конвейерный дебют «Калины» отодвинулся на 2005 год. Как признавались топ-менеджеры предприятия, АвтоВАЗ мог направить на развитие производства менее $200 с каждого проданного автомобиля, в то время как у ведущих компаний мира этот показатель составляет порядка $800. Иными словами, завод остро нуждался во внешних инвестициях. А с этим было тяжело.
В сентябре 2001 года тогдашний генеральный директор АО «АвтоВАЗ» Алексей Николаев заявил, что «к сожалению, запустить «Калину» в массовое производство в 2005 году, как было обещано, мы сможем только с помощью внешних инвесторов, если же привлечь кредиты не удастся, модель пойдет в серию только в 2006-2007 году».
Впрочем, заимствования активно велись как на внутреннем, так и на внешнем финансовом рынке (АвтоВАЗ развернул ряд вексельных и облигационных программ, успешно поработал с банками, в частности, получив $240 млн у Deutsche Bank) и работы над проектом продолжались. В рамках подготовки к запуску в серию в опытно-промышленном производстве АвтоВАЗа было изготовлено несколько десятков прототипов «Калины» в различных вариантах кузовов, отрабатывались новые технологии сборки, велись переговоры о закупке оборудования.
• Калину начнут выпускать уже в этом году
Как неоднократно подчеркивали на АвтоВАЗе, «Калина» — первая ласточка обновляемого модельного ряда — призвана продемонстрировать новый подход к качеству производства, использующего передовые технологии, созданные в соответствии с последними тенденциями в мировом автомобилестроении. Для воплощения передовых разработок тольяттинских конструкторов в металле и пластике создается отдельный производственный комплекс, объединяющий сварочный, окрасочный и сборочный цеха, рассчитанные на выпуск 220 тысяч автомобилей в год (на проектную мощность предприятие рассчитывает выйти в течение трех лет, а в первый год производства «Калины» — выпустить около 60 тысяч машин).